Несостоявшийся переход Сенны в CART: разочарование в «Макларене», тесты с «Пенске», переговоры с Роном Деннисом
Шантаж от великого чемпиона: как Сенна делал вид, что вот-вот бросит Ф-1 ради Америки
Аудио-версия: Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Комментарии На незнакомой машине бразилец перебил результат чемпиона серии.
Сегодня состоится одна из самых престижных гонок мира «500 миль Индианаполиса». Среди прочих на стартовую решётку «Старой кирпичницы» выйдут четыре экс-пилота Формулы-1 (Росси, Эриксон, Грожан и Сато). Вообще, гонщики частенько уезжают в Америку по окончании формульной карьеры. В своё время в «американской формуле» выступали такие пилоты, как Эмерсон Фиттипальди, Найджел Мэнселл, Рубенс Баррикелло и многие другие.
Ещё одним представителем «Королевских гонок», опробовавшим заокеанскую технику, был великий Айртон Сенна, который в конце 1992 года провёл тесты с командой серии CART «Пенске». Зачем эти испытания нужны были бразильскому чемпиону и мог ли он бросить Ф-1 ради гонок в Америке? Перенесёмся мысленно в прошлое, дабы ответить на эти вопросы.
У «Макларена» были туманные перспективы — Сенна думал об уходе
Содержание статьи:
К 1992 году Айртон Сенна успел стать трёхкратным чемпионом Ф-1, а также застолбить за собой негласное звание главной звезды пелотона. Что важно, при всём при этом бразилец оставался относительно молодым пилотом (32 года) – можно сказать, находился в самом расцвете сил. Казалось бы, ему ещё выступать и выступать в Формуле-1, но причины задуматься о смене чемпионата у Сенны всё же были.
Сезон-1992 стал одним из самых сложных в карьере Айртона. «Макларен» был невероятно силён на стыке десятилетий, но доминирование команды из Уокинга подошло к концу. Так, Сенна впервые за период выступлений в «Макларене» оказался отрезан от борьбы за титул: «Королева автоспорта» нашла другого доминатора в лице Найджела Мэнселла. За весь сезон Айртон лишь трижды поднялся на верхнюю ступень пьедестала почёта – так мало он не выигрывал со времён выступлений за «Лотус». По итогам чемпионата 1992 года Сенна уступил не только пилотам космического «Уильямса», но и молодому Михаэлю Шумахеру на «Бенеттоне», который проводил свой первый полноценный сезон в Ф-1.
В сезоне 1992 года Сенна потерял чемпионский титул
Фото: Pascal Rondeau/Getty Images
Итоговое четвёртое место личного зачёта после вороха побед, добытых в предыдущие четыре года, стало для Сенны настоящим разочарованием. Не добавлял оптимизма трёхкратному чемпиону и тот факт, что сезон-1992 стал последним для мегауспешного союза «Макларена» и «Хонды»: после ухода японского производителя из Ф-1 команда Рона Денниса планировала перейти на менее мощные клиентские двигатели «Форд».
Конечно, Сенна мог бы задуматься о смене команды, тем более что у него истекал контракт с «Маклареном». Но уже тогда было понятно, что главной силой сезона-1993 станет «Уильямс», который уже нашёл первого пилота в лице старого «друга» бразильца Алена Проста. В конечном итоге рисковавший остаться без конкурентоспособного болида Сенна принял на рассмотрение совсем уж экспериментальный вариант с переездом в американский чемпионат CART – туда уже отправился Мэнселл.
У Сенны был уникальный стиль пилотажа:
Магия Сенны. Объясняем, как стиль Айртона позволял ему ставить в тупик великих чемпионов
Поездку в Америку помог организовать Эмерсон Фиттипальди
20 декабря 1992 года великий Сенна прибыл на аризонский автодром Firebird International Raceway с целью присоединиться к послесезонным тестам «Пенске» – одной из сильнейших команд серии CART. Напроситься на испытания неизведанной ранее техники для Айртона не составило большого труда. С организацией тестов своему земляку помог пилот «Пенске» Эмерсон Фиттипальди. Также не последнюю роль в американском турне Сенны сыграл менеджер «Мальборо» Джон Хоган – помимо «Макларена», табачники спонсировали ещё и «Пенске». Да и сам владелец американской команды позже признавался, что попросту не мог отказать Сенне.
На трёхдневные тесты команда «Пенске» привезла две машины – болид следующего года PC-22 и предыдущую модель PC-21, которая предназначалась для Айртона. Первым за руль «устаревшей» машины сел Эмерсон Фиттипальди, дабы установить время, на которое мог ориентироваться его соотечественник. В общей сложности Фиттипальди проехал 25 кругов: его лучший результат равнялся 49,7 секунды.
Команда «Пенске» в сезоне-1993 IndyCar
Фото: Mike Powell/Getty Images
Затем в дело вступил Сенна. Айртон не спешил атаковать с первых же кругов: первое время он просто привыкал к машине. Прежде всего Сенне требовалось приловчиться к ручной коробке передач. Также бразильцу нужно было «настроиться на одну волну» с трубодвигателем «Шевроле», чтобы по звуку следить за оборотами. В рамках первой сессии Айртон провёл на трассе 14 кругов. Этого времени ему хватило, чтобы перебить результат Фиттипальди: свой лучший круг Сенна проехал за 49,5 секунды.
Затем бразилец вернулся в боксы, чтобы подкорректировать некоторые настройки болида. Во второй части заездов Сенна сбросил ещё четыре десятки: лучший круг Айртона составил 49,09. На этом знакомство Волшебника с американской техникой подошло к концу. Сенна вернулся в гараж и поблагодарил команду, после чего покинул автодром.
В 1970-х «Пенске» выступал в Ф-1:
Выиграли гонку… и почти тут же ушли. История самой успешной американской команды Ф-1
Тесты с «Пенске» — способ выбить лучшие условия в «Макларене»
Айртон в целом остался доволен своим заокеанским приключением. В частности, ему пришёлся по душе менее автоматизированный по сравнению с Ф-1 болид PC-21. Впрочем, как бы ему ни понравилась американская техника, а Формулу-1 на CART он так и не променял. Более того, он даже и не думал об уходе из «Королевских гонок». Роджер Пенске с самого начала знал, что тесты Сенны – это разовая акция и ни в какой CART бразилец прямо сейчас не собирается.
«Если бы Сенна был свободен, мы бы попытались что-нибудь придумать. У нас никогда не было серьёзных переговоров. Я думаю, в тот момент он использовал нас в качестве рычага давления на «Макларен», чтобы попытаться заключить сделку (на более выгодных условиях), что мы, безусловно, понимали», – заключил Пенске.
Скорее всего, босс был прав: тестами за океаном Айртон пытался показать Уокингу свою готовность покинуть команду. План бразильца сработал на ура. Сенна подписал однолетнее соглашение с «Маклареном», по которому, согласно слухам, он получал $ 1 млн за каждую проведённую гонку.
В отличие от Сенны, Мэнселл действительно переехал в США и с ходу взял титул
Фото: Steve Swope/Getty Images
Впрочем, от идеи выступлений за океаном Айртон также не собирался отказываться. Ещё во время тестов в Аризоне Волшебник дал понять, что по окончании формульной карьеры он непременно отправится в Америку: «Однажды я буду водить эту машину, это всего лишь вопрос времени. Я должен дождаться подходящего момента, чтобы соревноваться в США».
К большому сожалению, Сенна так и не доедет до чемпионата CART. По окончании сезона-1993 Айртон покинет «Макларен», чтобы присоединиться к «Уильямсу», в составе которого Волшебник проведёт последнюю гонку в своей жизни…
А ведь Сенна мог перейти в «Феррари»:
Шумахер в «Макларене», Сенна — в «Феррари»?! 7 шоковых трансферов, сорвавшихся в Ф-1